Кратко о самых длинных улицах, первых лифтах, школах и других интересных фактах из истории Краматорска

Самой первой улицей, появившейся в нашем городе более 100 лет назад, была ул. Большая (затем Триумфальная, затем Луначарского) и снова Триумфальная. Самыми длинными улицами являются ул. Олексы Тихого и ул. Кирова, которая тянется вдоль всего поселка Ясногорка, где более 600 дворов. Обе улицы протянулись на более чем 8 километров.

Самой короткой улицей в Краматорске является переулок Тихий в Старом городе, возле которого в Краматорске появилось когда-то первое кладбище (переулок Тихий – бывшая окраина здешнего Языковского поселка). А всего в Краматорске 758 улиц и переулков.

Площадь зеленых насаждений общего пользования на одного жителя города составляет 24 метра квадратных. Первым микрорайоном в Краматорске, который был построен согласно архитектурного плана, был поселок Октябрьский в Старом городе. Проект Октябрьского поселка был выполнен в 1925 году. Его автор – архитектор Александр Иванович Дмитриев (1878-1959).

Быстрее всего в городе была построена в 1935 году средняя школа № 11, которую трест “Краммашстрой” построил всего за 45 дней, СШ № 12 построили в 1935 году за 80 дней.

Фото-СШ№11

Школа №11

Самый большой дом в Краматорске находится по ул. Дворцовая, 38. В народе его нарекли “китайской стеной”. Его суммарная длина – 518,73 метра. В доме 19 подъездов, общее количество квартир – 721.

Фото-Китайской-стены

“Китайская стена” по ул. Дворцовая, 28.   

Самая большая люстра в городе находится в ДК НКМЗ. Люстра, освещающая главный зал дворца, весит 3 тонны, ее оформление выполнено из хрусталя. В люстре 47 ламп по 40 ватт и 200 специальных ламп, имитирующих свечи. Люстра изготовлена в мастерской Московского Большого Театра.

Люстра-ДК-НКМЗ

Люстра в ДК НКМЗ

Первый каменный мост на территории города был построен в конце 18 века на реке Бычок в районе села Белянского.Мост был построен благодаря стараниям местного помещика Степана Таранова. С большой вероятностью старинный мост находился там же, где сейчас расположен и нынешний: на улице Белгородской в поселке Прокатчиков.

Первая светская школа на территории современного Краматорска была сооружена в старинном селе Шабельковка в 1885 году. Это была земская одноклассная трехгодичная школа, которая состояла на хозяйственном учете Изюмской уездной земской управы. Первый кинотеатр в Краматорске появился в начале 20 века и носил название “Эра”. Здание сохранилось и находится на территории ПАО СКМЗ, в нем разместилась механическая мастерская.

Бывший-кинотеатр-Эра

Бывший кинотеатр “Эра”   

Первое водопроводное хозяйство на территории города появилось в 1878 году на станции Краматорская Донецкой Каменноугольной железной дороги. На станции построили одно водоемное и одно водоподъемное здание, т.е. водонапорную башню. В башне размещался бак для воды емкостью 4,5 метров кубических. Источником, питающим первый водовод, служила речка Маячка.

Датой официального открытия электросвязи в Краматорской стало 1 декабря 1878 года. Тогда на станции были установлены два аппарата Морзе, с помощью которых телеграфист мог отправить по проводам информацию. Первая амбулатория и аптека были открыты в 1897 году при механическом заводе АО “В. Фицнер и К. Гампер”. Впервые междугородняя телефонная связь появилась в Краматорске в 1909 году.

Изображение 009

Первый стадион в Краматорске был построен в 1912 году. Располагался он на месте нынешнего тренировочного поля в Саду Бернацкого, рядом со стадионом “Прапор”. Первый газопровод был испытан и принят в эксплуатацию 20 февраля 1962 года, тогда в квартирах жителей 64-квартирного дома по ул. Вознесенского зажглись горелки газовых плит.

Первые лифты появились в Краматорске в 30-х годах в домах по ул. Дружбы (бывшая Ленина), напротив парка Пушкина, которые, будучи четырехэтажными, имеют по углам надстройку до 7-ми этажей. Если зайти в подъезд, можно увидеть старые лифтовые клети.

Фото-7-ми-этажек-по-ул.-Ленина.

Семиэтажки по ул. Ленина

Первый трамвай в Краматорске был пущен 1 мая 1937 года. Трамвайное движение в городе прекращено 1 августа 2017 года. Трамвай продержался в городе 80 лет.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *